Слова «дьявол» и «Сатана» имеют смысл. Для многих они вызывают в памяти гигантского монстра с рогами, топчущего адское пламя с вилами в руках. Для некоторых эти слова вызывают поистине ужасающие образы кровавых жертвоприношений и убийств. Некоторые считают дьявола не более чем вымышленным персонажем сказки, в то время как другие верят, что он является энергетической силой в природе. В дополнение ко всему этому, в отличие от других религиозных деятелей, он появляется в поп-культуре, маркетинге и политике. В рамках его репутации есть много заблуждений, но также и несколько удивительных истин.
Первоначально дьявола не было в Библии. Слова «Сатана» и «дьявол» появляются во многих современных копиях христианской Библии, в которых он представляет все зло. Однако дьявол или сатана изначально не были названы в Ветхом Завете, который датируется 400 годом до н. э. В нем существо, которое в конечном итоге стало сатаной, упоминалось только как «противник» или «обвинитель» в нескольких историях. Это враждебное существо действовало с разрешения Бога, чтобы проверить преданность и веру людей. Только с появлением Нового Завета, который появился в первом веке и стал широко популярным к четвертому, появилось прозвище «Сатана». Слова дьявол и сатана были применены ретроспективно к Ветхому Завету. Например, в истории Адама и Евы змей, который вошел в Эдемский сад, чтобы сеять хаос, был известен просто как змея. Однако сотни лет спустя эту змею окрестили замаскированным дьяволом. Таким образом, безымянный противник, действующий с позволения Бога, обрел титул и стал независимым персонажем со значительно большей силой, чем прежде.
Дьявол — символ света и творчества. Некоторые из самых известных западных оккультистов имели связи с дьяволом, но не в том стереотипном смысле, как ожидается. Часто эти связи создавались общественностью, которая не понимала их практик, однако Люцифер играл значительную роль в некоторых из их философий. Элифас Леви, создавший знаменитый рисунок Бафомета с козлиной головой, был одним из первых, кто утверждал, что Люцифер — это сущность, которая не была злом. Леви верил в концепцию, называемую «астральным светом», которая была всеобъемлющей энергией, содержащей добро, зло и все, что между ними. Иногда он называл этот астральный свет Люцифером. Энергия Люцифера получала моральные характеристики только в зависимости от того, как люди выбирали ее направлять. Елена П. Блаватская, одна из основателей Теософского общества, ассоциировала Люцифера с освобождением и здоровыми невзгодами. Он был уравновешивающей силой света и тьмы внутри людей и носителем знаний. Алистер Кроули также считал Люцифера предвестником умственного просветления, хотя средства массовой информации того времени часто ошибочно называли Кроули злым поклонником Сатаны.
Дьявол не имеет пола. Сатану обычно называют «он», но если углубиться в искусство и литературу, то можно увидеть множество примеров, говорящих об обратном. Одним из известных примеров является произведение искусства Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме, где дьявол изображен в виде змеи с верхней частью тела женщины. Слово Люцифер на латыни означает «утренняя звезда» и относится к планете Венера, самой яркой видимой звезде на небе на рассвете и закате. Венера также является римской богиней любви, известной как Афродита в греческом пантеоне. В фольклоре дьявол меняет облик между мужчиной, женщиной, ни тем, ни другим, и обоими, а в религиозном контексте ангелы иногда считались бесполыми. Люцифер на самом деле был ангелом до своего падения. Все это указывает на то, что дьявол может быть любого пола или вообще не иметь пола.
Некоторые ведьмы признают существование дьявола. Если вы погружены в мир современного колдовства, вы, вероятно, слышали, что ведьмы поклоняются богам, которые намного старше дьявола. Хотя это часто правда, это не значит, что дьявола вообще нет среди ведьм. Эта позиция против дьявола стала ярко выраженной в 1980-х годах, когда истерия, известная как Сатанинская паника, охватила западный мир. Люди верили, что сатанинские культы берут верх, проникают во все аспекты современной жизни и представляют реальную угрозу для детей во всем мире. Это представление поддерживалось средствами массовой информации, книгами и даже правоохранительными органами. Невинных людей обвиняли в невыразимых актах насилия и жестокости, когда они участвовали в подпольной деятельности сатанинского культа. Не было ни малейших доказательств; однако, когда овладевает моральная паника, они и не нужны. Людей отправляли в тюрьму, а их жизни разрушались. В это время виккан, ведьм и неоязычников всех мастей часто ошибочно причисляли к воображаемым поклонникам дьявола, что было действительно опасно. По понятным причинам, это потребовало от неоязычников организоваться и сделать предельно ясным для общественности и прессы, что они не были вовлечены или связаны ни с одной из этих предполагаемых сатанинских деятельностей или христианским дьяволом. Сформировалась твердая позиция, что ведьмы работают только со старыми божествами и вообще не признают дьявола, идея, которая находит отражение во многих популярных книгах о колдовстве прошлого. Сегодня существует немного больше открытости к дьяволу, особенно среди традиционных ведьм, которые называют его отцом ведьм или рогатым богом ведьм.
Дьявол не всегда религиозен. Дьявол появлялся во многих контекстах, которые не являются религиозными, например, в поп-культуре и политике. Фактически, многое из того, что мы сегодня ассоциируем с дьяволом, является светским, основанным на искусстве и литературе. Одна из самых влиятельных версий дьявола исходит из Мильтона Потерянный райдлинная поэма об изгнании Люцифера с небес и его вторжении в Эдемский сад. Первоначально написанная для иллюстрации власти Бога над Сатаной, она имела непреднамеренные последствия. В эпоху романтизма такие писатели, как лорд Байрон и Перси Шелли, были вдохновлены поэмой, чтобы писать о дьяволе, не как о злодее, которого выгнали с небес, а как об архетипическом герое, который отказался сгибаться под воле произвольной силы. Они и другие радикалы проводили аллегорию между своими собственными политическими позициями и социальным климатом и мощной историей Люцифера как первопроходца, мятежника и голоса против репрессивных структур. Эта прославленная версия Сатаны была канонизирована в их произведениях и вошла в историю, повлияв на философию современного сатанизма сегодня.
Сатанисты не злые. Современный сатанизм часто атеистичен или, по крайней мере, нетеистичен. Сатанисты не верят в настоящего дьявола, но отождествляют себя с тем, что он символизирует, а именно с рациональностью, земными знаниями, самопросветлением и отказом от суеверий. Представление о том, что сатанисты должны приносить жертвы, чтобы умилостивить дьявола, полностью вымышленно и явно не соответствует их убеждениям. Сатанисты понимают, что люди являются частью естественного и научного мира и поэтому должны действовать в нем наилучшим образом, без страха и подчинения невидимой сущности. Некоторые сатанисты сосредотачиваются на плоти, которая представляет собой все удовольствия плоти, которые некоторые религии называют греховными, а другие — на Мильтоновском Сатане как символе бунта и личного расширения прав и возможностей. Современный сатанизм в целом — это философия реализма, свободы и автономии.
Дьявол был многим для многих людей, но только часть его образа исходит от стереотипного Сатаны абсолютного зла. Дьявол символизирует того, кто стремится к истине и свету, отвергает тиранию и наслаждается земным существованием. Он также предоставляет удобного козла отпущения для человеческих бед.
Дьявол снова и снова появлялся в жизни людей и будет продолжать это делать, меняя форму и приспосабливаясь к любым ролям, которые люди решат ему отвести.